| |
Околобиодизельные новости

Автомобили переходят на спирт и растительное масло
21-27
мая
2005 г.
По материалам:
Українська
зернова асоціація (огляд преси 21–27/05/05 р.)
Чем больше дорожает нефть, тем больше шансов на то, что проблемы энергетики
будут решаться с помощью биомассы. По иронии судьбы, человечество
возвращается к самому началу "эры моторов", когда изобретатели еще не были
уверены в том, что двигатели внутреннего сгорания будут работать на
бензине, сообщает Washington ProFile.
Биомассой принято обозначать все органические вещества как растительного,
так и животного происхождения, источником которых служит ныне существующая
биосфера нашей планеты. Биомасса уже давно используется в качестве сырья
для производства различного вида топлива, например, горючего газа и этанола
(этилового спирта). Таким сырьем служат мусор, пищевые и бытовые отходы,
опилки и другие отходы лесной и лесоперерабатывающей индустрии, экскременты
сельскохозяйственных животных, солома, излишки зерна и т.п. В качестве
сырья могут использоваться и некоторые сельскохозяйственные культуры,
которые специально выращиваются для этой цели.
Биомасса может считаться практически идеальным видом топлива с точки зрения
производителей сельскохозяйственной продукции, экологов и потребителей. Ее
использование наносит значительно меньший ущерб окружающей среде. Этот
источник энергии - возобновляемый, его запасам не грозит истощение, как в
случае с нефтью, газом и углем. И что особенно важно, энергию биомассы
могут производить практически все страны мира. Кроме того, автомобильное
топливо, изготовленное из биомассы, обладает важным достоинством - для его
использования не требуются серьезные модификации в автомобильных
двигателях, а для его хранения и заправки можно использовать ныне
существующие АЗС.
По данным Международного Энергетического Агентства\\International Energy
Agency, за четверть века производство этанола в мире выросло в 8 раз (с 4
368 млн. литров в 1980 году до 32 665 млн. - в 2004), причем особо заметный
прирост был зарегистрирован в последние годы, с ростом цен на нефть. К
примеру, в 2000 году мировое производство этанола составляло 17 580 млн.
литров, в 2001 - 19 136, в 2002 - 24 106, в 2003 - 28 745. Этанол
производят из кукурузы, картофеля, пшеницы, отходов, получаемых при
переработке риса и даже мусора. На мировом рынке производства спирта,
используемого для транспортных нужд, лидируют США и Бразилия. Причем в
Бразилии спирт, производимый из сахарного тростника, обеспечивает до 30%
потребностей страны в автомобильном топливе (в США - примерно 2%). По
данным организации Национальная Коалиция Спиртовых Автомобилей\\National
Ethanol Vehicle Coalition, в США ныне работают несколько десятков АЗС, на
которых можно заправить машину топливом E85 (смесь состоит из 85% спирта и
15% бензина). На подобном коктейле могут ездить около 20-ти моделей
автомобилей (в мире существуют и иные градации: к примеру в Таиланде
законодательно одобрено использование смеси E10 - 10% спирта и 90%
бензина). В течение последнего десятилетия власти США выделили фермерам $7
млрд. в качестве дотаций на выращивание кукурузы, необходимой для
изготовления спирта. Кроме того, этанол с 1990 года в небольших количествах
добавляют в обычный бензин, чтобы уменьшить количество вредных выбросов.
С 1991 года началось также индустриальное производство биодизельного
топлива: если в 2000 году объемы производства составляли 949 млн. литров,
то в 2003 - 1 768. Биодизельное топливо вырабатывается из растительных (в
основном, из сои, рапса, горчицы, масличной пальмы ), животных масел и даже
пищевых отходов (например растительного масла, отработанного предприятиями
пищевой промышленности). По данным организации Национальный Биодизельный
Совет\\National Biodiesel Board, биодизельное топливо на 5% более
экономично и на 5% более энергоемко, чем традиционное. Крупнейшим
производителем биодизельного топлива ныне является Европа - в 2003 году
производство этого энергоносителя выросло на 43%, по сравнению с уровнем
2001 года. Оно может использоваться для заправки дизельных автомобилей как
в чистом виде (в США для обозначения данного вида топлива обычно
используется название B100 - многие европейские автомобилестроители
изначально предназначают свои модели именно под "чистое" биодизельное
топливо), так и в разбавленном традиционным дизельным топливом (наиболее
популярна в США смесь B20, которая состоит из 20% биодизельного топлива и
80% традиционного).
Ныне стоимость автомобильного биотоплива зависит от страны-производителя.
Цена зависит от "калорийности" сельскохозяйственных культур, стоимости
рабочей силы, эффективности процесса переработки и пр. К примеру, этанол в
Бразилии стоит дешевле, чем в США: в частности, потому что бразильский
сахарный тростник более удобен для производства спирта, чем американская
кукуруза. Ныне технология позволяет производить 1 литр биодизельного
топлива примерно из 1.2 литра соевого масла. Стоимость этого топлива ныне
примерно равна стоимости бензина.
Любопытно, что этанол уже стал объектом международной торговли: например,
по данным агентства Reuters, Бразилия уже импортирует этот продукт в США,
Индию и ряд иных государств. Потенциально этот рынок будет развиваться:
только за последние годы законы, ставящие своей целью поощрить перевод
автомобилей на биотопливо, приняли Южная Корея, Филиппины, Япония и
Мадагаскар.
По данным доклада, подготовленного Национальной Лабораторией в Ок-
Ридже\\Oak Ridge National Laboratory и Министерством Сельского Хозяйства
США\\Department of Agriculture, в настоящее время 94% энергозатрат
американской экономики обеспечиваются за счет невозобновляемых источников
энергии. Доля возобновляемых источников в общем энергетическом балансе
страны составляет примерно 6%, причем 47% производства энергии за счет
подобных источников дает биомасса, опередившая, например,
гидроэлектростанции - ныне биомасса обеспечивает около 3% энергетических
потребностей США. Авторы доклада полагают, что уже существующие технологии
позволяют без больших дополнительных затрат многократно увеличить
производство биотоплива, не ставя под угрозу снабжение страны
продовольствием и сырьевыми материалами. Это прежде всего относится к
этанолу, который применяется в качестве добавки к бензину и другим видам
горючего. Сейчас американская промышленность ежегодно производит 12 869
млрд. литров этанола, однако с течением времени этот показатель можно
увеличить, как минимум, в 23 раза. Авторы доклада считают возможным к 2010
году изготовлять из биомассы 4% моторного топлива, к 2020 году - 10% и к
2030 году - 20%. В докладе также отмечается, что оптимальное использование
ресурсов сельского хозяйства и лесообрабатывающей промышленности даст
возможность через 25 лет обеспечить не менее 15% общих энергетических
потребностей экономики США. Это позволит значительно снизить ее зависимость
от импорта нефти и, как минимум, на 10% сократить интенсивность выброса
парниковых газов.
По прогнозу Международного Энергетического Агентства, к 2020 году мировое
производство биотоплива, как минимум, учетверится и достигнет 120 млрд.
литров в год. К 2010 году мировой автопром выпустит, как минимум, 2 млн.
единиц автомобилей, способных работать на спирте и биодизельном топливе.
Пока же доля "биологических" автомобилей в автопарке США незначительна,
несмотря на то, что с конца 1970-х годов федеральные власти и власти
некоторых штатов приняли ряд законов, устанавливающих налоговые льготы для
производителей подобного топлива, механических устройств для его
использования (автомобили, системы хранения и распределения и пр.) и для
покупателей подобных автомобилей. В 2003 году автомобильный парк США
составлял примерно 217 млн. автомобилей различных типов. По данным
справочника Automotive News Market Data Book, в 2002 году американцы
приобрели 16.8 млн. машин. По статистике Энергетической Администрации
США\\Energy Information Administration, в 2003 году в США использовалось
930.5 тыс. автомобилей, использовавших альтернативные виды топлива. Из них
859.2 тыс. заправлялись этаноловыми смесями (E85), примерно 50.5 тыс.
использовали биодизельное топливо. Большинство этих машин использовались
государственными и муниципальными структурами, например, на биотопливе
ездят автобусы и почтовые машины.
Эффективность этанола и биодизеля достаточно часто подвергается сомнению. К
примеру, в 2003 году Корнуэлльский Университет\\Cornell University
опубликовал результаты исследования, согласно которому был сделан
пессимистичный вывод: если считать, что с одного поля, на котором
выращиваются сельскохозяйственные культуры, можно получить 100 литров
спирта, который возможно превратить в энергию, то затраты на производство
этой энергии составят 79 литров в "спиртовом" эквиваленте. Впрочем, есть
исследования, доказывающие высокую энергоемкость биоэнергетических культур.
Однако перспективы у подобных автомобилей можно признать радужными.
Значительные средства, вложенные в научные исследования по использованию
биологического топлива, постепенно начали приносить результат. Косвенным
свидетельством этого являются данные Национальной Лаборатории по Изучению
Возобновляемой Энергии\\National Renewable Energy Laboratory: число
выданных патентов на изобретения в этой сфере в 1998 году выросло в 25 раз
по сравнению с уровнем 1981 года. Кроме того, заметно изменились настроения
американских потребителей. К примеру, по данным опроса, проведенного
компанией Ipsos-Public Affairs в апреле 2005 года, 41% американцев серьезно
рассматривают возможность приобретения более экономичного автомобиля, в том
числе такого, который не использует в качестве топлива нефтепродукты. Опрос
службы Gallup, продемонстрировал еще больший результат - 57%.
Новости Америки
 |