|
Чем больше дорожает нефть,
тем больше шансов на то, что
проблемы энергетики будут
решаться с помощью биомассы.
По иронии судьбы,
человечество возвращается к
самому началу "эры моторов",
когда изобретатели еще не
были уверены в том, что
двигатели внутреннего
сгорания будут работать на
бензине.
Биомассой принято обозначать
все органические вещества
как растительного, так и
животного происхождения,
источником которых служит
ныне существующая биосфера
нашей планеты. Биомасса уже
давно используется в
качестве сырья для
производства различного вида
топлива, например, горючего
газа и этанола (этилового
спирта). Таким сырьем служат
мусор, пищевые и бытовые
отходы, опилки и другие
отходы лесной и
лесоперерабатывающей
индустрии, экскременты
сельскохозяйственных
животных, солома, излишки
зерна и т.п. В качестве
сырья могут использоваться и
некоторые
сельскохозяйственные
культуры, которые специально
выращиваются для этой цели.
Биомасса может считаться
практически идеальным видом
топлива с точки зрения
производителей
сельскохозяйственной
продукции, экологов и
потребителей. Ее
использование наносит
значительно меньший ущерб
окружающей среде. Этот
источник энергии -
возобновляемый, его запасам
не грозит истощение, как в
случае с нефтью, газом и
углем. И что особенно важно,
энергию биомассы могут
производить практически все
страны мира. Кроме того,
автомобильное топливо,
изготовленное из биомассы,
обладает важным достоинством
- для его использования не
требуются серьезные
модификации в автомобильных
двигателях, а для его
хранения и заправки можно
использовать ныне
существующие АЗС.
По данным Международного
Энергетического Агентства\International
Energy Agency, за четверть
века производство этанола в
мире выросло в 8 раз (с 4
368 млн. литров в 1980 году
до 32 665 млн. - в 2004),
причем особо заметный
прирост был зарегистрирован
в последние годы, с ростом
цен на нефть. К примеру, в
2000 году мировое
производство этанола
составляло 17 580 млн.
литров, в 2001 - 19 136, в
2002 - 24 106, в 2003 - 28
745. Этанол производят из
кукурузы, картофеля, пшеницы,
отходов, получаемых при
переработке риса и даже
мусора. На мировом рынке
производства спирта,
используемого для
транспортных нужд, лидируют
США и Бразилия. Причем в
Бразилии спирт, производимый
из сахарного тростника,
обеспечивает до 30%
потребностей страны в
автомобильном топливе (в США
- примерно 2%). По данным
организации Национальная
Коалиция Спиртовых
Автомобилей\National Ethanol
Vehicle Coalition, в США
ныне работают несколько
десятков АЗС, на которых
можно заправить машину
топливом E85 (смесь состоит
из 85% спирта и 15% бензина).
На подобном коктейле могут
ездить около 20-ти моделей
автомобилей (в мире
существуют и иные градации:
к примеру в Таиланде
законодательно одобрено
использование смеси E10 -
10% спирта и 90% бензина). В
течение последнего
десятилетия власти США
выделили фермерам $7 млрд. в
качестве дотаций на
выращивание кукурузы,
необходимой для изготовления
спирта. Кроме того, этанол с
1990 года в небольших
количествах добавляют в
обычный бензин, чтобы
уменьшить количество вредных
выбросов.
С 1991 года началось также
индустриальное производство
биодизельного топлива: если
в 2000 году объемы
производства составляли 949
млн. литров, то в 2003 - 1
768. Биодизельное топливо
вырабатывается из
растительных (в основном, из
сои, рапса, горчицы,
масличной пальмы ), животных
масел и даже пищевых отходов
(например растительного
масла, отработанного
предприятиями пищевой
промышленности). По данным
организации Национальный
Биодизельный Совет\National
Biodiesel Board,
биодизельное топливо на 5%
более экономично и на 5%
более энергоемко, чем
традиционное. Крупнейшим
производителем биодизельного
топлива ныне является Европа
- в 2003 году производство
этого энергоносителя выросло
на 43%, по сравнению с
уровнем 2001 года. Оно может
использоваться для заправки
дизельных автомобилей как в
чистом виде (в США для
обозначения данного вида
топлива обычно используется
название B100 - многие
европейские
автомобилестроители
изначально предназначают
свои модели именно под "чистое"
биодизельное топливо), так и
в разбавленном традиционным
дизельным топливом (наиболее
популярна в США смесь B20,
которая состоит из 20%
биодизельного топлива и 80%
традиционного).
Ныне стоимость
автомобильного биотоплива
зависит от
страны-производителя. Цена
зависит от "калорийности"
сельскохозяйственных культур,
стоимости рабочей силы,
эффективности процесса
переработки и пр. К примеру,
этанол в Бразилии стоит
дешевле, чем в США: в
частности, потому что
бразильский сахарный
тростник более удобен для
производства спирта, чем
американская кукуруза. Ныне
технология позволяет
производить 1 литр
биодизельного топлива
примерно из 1.2 литра
соевого масла. Стоимость
этого топлива ныне примерно
равна стоимости бензина.
Любопытно, что этанол уже
стал объектом международной
торговли: например, по
данным агентства Reuters,
Бразилия уже импортирует
этот продукт в США, Индию и
ряд иных государств.
Потенциально этот рынок
будет развиваться: только за
последние годы законы,
ставящие своей целью
поощрить перевод автомобилей
на биотопливо, приняли Южная
Корея, Филиппины, Япония и
Мадагаскар.
По данным доклада,
подготовленного Национальной
Лабораторией в Ок-Ридже\Oak
Ridge National Laboratory и
Министерством Сельского
Хозяйства США\Department of
Agriculture, в настоящее
время 94% энергозатрат
американской экономики
обеспечиваются за счет
невозобновляемых источников
энергии. Доля возобновляемых
источников в общем
энергетическом балансе
страны составляет примерно
6%, причем 47% производства
энергии за счет подобных
источников дает биомасса,
опередившая, например,
гидроэлектростанции - ныне
биомасса обеспечивает около
3% энергетических
потребностей США. Авторы
доклада полагают, что уже
существующие технологии
позволяют без больших
дополнительных затрат
многократно увеличить
производство биотоплива, не
ставя под угрозу снабжение
страны продовольствием и
сырьевыми материалами. Это
прежде всего относится к
этанолу, который применяется
в качестве добавки к бензину
и другим видам горючего.
Сейчас американская
промышленность ежегодно
производит 12 869 млрд.
литров этанола, однако с
течением времени этот
показатель можно увеличить,
как минимум, в 23 раза.
Авторы доклада считают
возможным к 2010 году
изготовлять из биомассы 4%
моторного топлива, к 2020
году - 10% и к 2030 году -
20%. В докладе также
отмечается, что оптимальное
использование ресурсов
сельского хозяйства и
лесообрабатывающей
промышленности даст
возможность через 25 лет
обеспечить не менее 15%
общих энергетических
потребностей экономики США.
Это позволит значительно
снизить ее зависимость от
импорта нефти и, как минимум,
на 10% сократить
интенсивность выброса
парниковых газов. По
прогнозу Международного
Энергетического Агентства, к
2020 году мировое
производство биотоплива, как
минимум, учетверится и
достигнет 120 млрд. литров в
год. К 2010 году мировой
автопром выпустит, как
минимум, 2 млн. единиц
автомобилей, способных
работать на спирте и
биодизельном топливе. Пока
же доля "биологических"
автомобилей в автопарке США
незначительна, несмотря на
то, что с конца 1970-х годов
федеральные власти и власти
некоторых штатов приняли ряд
законов, устанавливающих
налоговые льготы для
производителей подобного
топлива, механических
устройств для его
использования (автомобили,
системы хранения и
распределения и пр.) и для
покупателей подобных
автомобилей. В 2003 году
автомобильный парк США
составлял примерно 217 млн.
автомобилей различных типов.
По данным справочника
Automotive News Market Data
Book, в 2002 году американцы
приобрели 16.8 млн. машин.
По статистике Энергетической
Администрации США\Energy
Information Administration,
в 2003 году в США
использовалось 930.5 тыс.
автомобилей, использовавших
альтернативные виды топлива.
Из них 859.2 тыс.
заправлялись этаноловыми
смесями (E85), примерно 50.5
тыс. использовали
биодизельное топливо.
Большинство этих машин
использовались
государственными и
муниципальными структурами,
например, на биотопливе
ездят автобусы и почтовые
машины.
Эффективность этанола и
биодизеля достаточно часто
подвергается сомнению. К
примеру, в 2003 году
Корнуэлльский Университет\Cornell
University опубликовал
результаты исследования,
согласно которому был сделан
пессимистичный вывод: если
считать, что с одного поля,
на котором выращиваются
сельскохозяйственные
культуры, можно получить 100
литров спирта, который
возможно превратить в
энергию, то затраты на
производство этой энергии
составят 79 литров в "спиртовом"
эквиваленте. Впрочем, есть
исследования, доказывающие
высокую энергоемкость
биоэнергетических культур.
Однако перспективы у
подобных автомобилей можно
признать радужными.
Значительные средства,
вложенные в научные
исследования по
использованию биологического
топлива, постепенно начали
приносить результат.
Косвенным свидетельством
этого являются данные
Национальной Лаборатории по
Изучению Возобновляемой
Энергии\National Renewable
Energy Laboratory: число
выданных патентов на
изобретения в этой сфере в
1998 году выросло в 25 раз
по сравнению с уровнем 1981
года. Кроме того, заметно
изменились настроения
американских потребителей. К
примеру, по данным опроса,
проведенного компанией Ipsos-Public
Affairs в апреле 2005 года,
41% американцев серьезно
рассматривают возможность
приобретения более
экономичного автомобиля, в
том числе такого, который не
использует в качестве
топлива нефтепродукты. Опрос
службы Gallup,
продемонстрировал еще
больший результат - 57%. |