| |
Околобиодизельные новости

Почему "пробуксовывает"
биодизель
17 ноября 2003 г.
По материалам:
Природо-ресурсные ведомости
Российские недра
только кажутся неисчерпаемыми. Но на самом деле это не так. Запасы
легко извлекаемых полезных ископаемых тают буквально на глазах.
Конечно, в стране остались ещё территории с неразведанными
месторождениями, но находятся они преимущественно в тундре, на
шельфе и других неудобных для добычи местах. Так что если мы не
хотим оставить потомкам недра, подобные скорлупе от выеденного яйца,
нужно уже сегодня задуматься о заменителях нефти.
Больше всего
нефтепродуктов потребляет транспорт. Это давно поняли промышленно
развитые страны. В них главенствующую роль играет использование
возобновляющихся энергоресурсов. Быстрее всего развивается
индустрия, направленная на изготовление биодизельного топлива -
полученного из различных растений: сои, бобовых культур, конопли,
рапса.
Решение о
постепенной замене автомобильного топлива, производимого из нефти,
топливом из растительных продуктов принимается сейчас даже не на
государственном, а на межгосударственном уровне. В
странах-участницах Евросоюза доля такого топлива к 2005 г. должна
достичь 7,25% от общего объёма. Чтобы добиться этого, правительства
европейских стран предоставляют изготовителям биотоплива различные
льготы. Учитывая то, что оно по сравнению с обычным дизельным
топливом выделяет в атмосферу на 10% меньше двуоксида углерода и на
50% - сажи, оно не облагается ни акцизами, ни экологическими
налогами.
Благодаря этому уже
в 2000 г. в Европе было выпущено более 1,3 млрд. т топлива
растительного происхождения.
Великобритания
только относительно недавно начала производство дизельного топлива
из использованного растительного масла, но уже добилась заметных
успехов. Это топливо не только на 20% дешевле, чем сделанное из
нефтепродуктов, но и ещё позволяет решить проблему утилизации
использованного при приготовлении пищи подсолнечного масла. А его
ежегодно образуется в Англии более 70 млн. литров.
А как обстоят дела
с производством биодизелена у нас? Да никак. Хотя нет, два года
назад одно из дочерних предприятий нефтяной компании "ЛУКОЙЛ"
заявило о своих намерениях построить завод для производства биодизелена из рапсового масла, только не в России, а в Литве.
Стоимость первой очереди завода под Можейкяем оценивается примерно в
4 млн. долларов. И намерения свои компания выполнила - завод почти
готов к работе и уже закупает рапс. Биогорючее предполагается
продавать на 10% дешевле, чем обычное дизельное топливо, поэтому у
завода уже есть потенциальные заказчики. Биодизелен поступит на
автобусные парки Клайпеды, Вильнюса и на отдельные более мелкие
предприятия. Балтийская "дочка" "ЛУКОЙЛа" будет продавать
экологическое горючее через свою сеть заправочных станций.
В самой России
большинство нефтяных компаний презрительно отворачиваются от
биотоплива, вероятно, считая, что на их век нефти в стране хватит, а
о будущем пусть думают другие.
Но нет правил без
исключений. Вот и в России, конкретнее, в Татарстане, нашлись-таки
люди, решившие производить биотопливо. В сентябре прошлого года
совет директоров "Татнефтехиминвест-холдинг" рассмотрел проект по
производству горючего из рапса. Дизельное топливо станет здесь
побочным продуктом будущего завода. Ориентировочная мощность завода
составит 70-100 тыс. т рапсового масла в год. Большая часть -
примерно 60 тыс. т - пойдёт на нужды жиркомбинатов, а остальное
будет превращаться в экологический бензин.
Почему же биодизель,
так хорошо "зарекомендовавший" себя в Европе, не интересует никого в
России? Виноваты, наверное, все. Правительство, не собирающееся
проводить протекционную политику в отношении топлива, производимого
из возобновляемого сырья. Руководители нефтяных компаний, не
торопящиеся вкладывать средства в нужное для страны, в которой они
живут, но хлопотливое и, главное, не выгодное для них дело. Да и
сами потребители горючего - многочисленные владельцы автомобилей:
вряд ли кто из них станет покупать экологически безопасное, но чуть
более дорогое топливо.
Михаил
БУРЛЕШИН
 |