Околобиодизельные новости


Почему "пробуксовывает" биодизель

17 ноября 2003 г.
По материалам:
Природо-ресурсные ведомости

Российские недра только кажутся неисчерпаемыми. Но на самом деле это не так. Запасы легко извлекаемых полезных ископаемых тают буквально на глазах. Конечно, в стране остались ещё территории с неразведанными месторождениями, но находятся они преимущественно в тундре, на шельфе и других неудобных для добычи местах. Так что если мы не хотим оставить потомкам недра, подобные скорлупе от выеденного яйца, нужно уже сегодня задуматься о заменителях нефти.

Больше всего нефтепродуктов потребляет транспорт. Это давно поняли промышленно развитые страны. В них главенствующую роль играет использование возобновляющихся энергоресурсов. Быстрее всего развивается индустрия, направленная на изготовление биодизельного топлива - полученного из различных растений: сои, бобовых культур, конопли, рапса.

Решение о постепенной замене автомобильного топлива, производимого из нефти, топливом из растительных продуктов принимается сейчас даже не на государственном, а на межгосударственном уровне. В странах-участницах Евросоюза доля такого топлива к 2005 г. должна достичь 7,25% от общего объёма. Чтобы добиться этого, правительства европейских стран предоставляют изготовителям биотоплива различные льготы. Учитывая то, что оно по сравнению с обычным дизельным топливом выделяет в атмосферу на 10% меньше двуоксида углерода и на 50% - сажи, оно не облагается ни акцизами, ни экологическими налогами.

Благодаря этому уже в 2000 г. в Европе было выпущено более 1,3 млрд. т топлива растительного происхождения.

Великобритания только относительно недавно начала производство дизельного топлива из использованного растительного масла, но уже добилась заметных успехов. Это топливо не только на 20% дешевле, чем сделанное из нефтепродуктов, но и ещё позволяет решить проблему утилизации использованного при приготовлении пищи подсолнечного масла. А его ежегодно образуется в Англии более 70 млн. литров.

А как обстоят дела с производством биодизелена у нас? Да никак. Хотя нет, два года назад одно из дочерних предприятий нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" заявило о своих намерениях построить завод для производства биодизелена из рапсового масла, только не в России, а в Литве. Стоимость первой очереди завода под Можейкяем оценивается примерно в 4 млн. долларов. И намерения свои компания выполнила - завод почти готов к работе и уже закупает рапс. Биогорючее предполагается продавать на 10% дешевле, чем обычное дизельное топливо, поэтому у завода уже есть потенциальные заказчики. Биодизелен поступит на автобусные парки Клайпеды, Вильнюса и на отдельные более мелкие предприятия. Балтийская "дочка" "ЛУКОЙЛа" будет продавать экологическое горючее через свою сеть заправочных станций.

В самой России большинство нефтяных компаний презрительно отворачиваются от биотоплива, вероятно, считая, что на их век нефти в стране хватит, а о будущем пусть думают другие.

Но нет правил без исключений. Вот и в России, конкретнее, в Татарстане, нашлись-таки люди, решившие производить биотопливо. В сентябре прошлого года совет директоров "Татнефтехиминвест-холдинг" рассмотрел проект по производству горючего из рапса. Дизельное топливо станет здесь побочным продуктом будущего завода. Ориентировочная мощность завода составит 70-100 тыс. т рапсового масла в год. Большая часть - примерно 60 тыс. т - пойдёт на нужды жиркомбинатов, а остальное будет превращаться в экологический бензин.

Почему же биодизель, так хорошо "зарекомендовавший" себя в Европе, не интересует никого в России? Виноваты, наверное, все. Правительство, не собирающееся проводить протекционную политику в отношении топлива, производимого из возобновляемого сырья. Руководители нефтяных компаний, не торопящиеся вкладывать средства в нужное для страны, в которой они живут, но хлопотливое и, главное, не выгодное для них дело. Да и сами потребители горючего - многочисленные владельцы автомобилей: вряд ли кто из них станет покупать экологически безопасное, но чуть более дорогое топливо.

Михаил БУРЛЕШИН

 
       

 biodiesel © 2005